Образование

Образовательная программа дошкольного учреждения д/с№ 78 «Алые паруса» города Ставрополя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Реализуемый уровень образования: дошкольное
Форма образования: очная
Нормативный срок обучения: — 5 лет
Язык, на котором осуществляется образование: русский
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам в 2017 -2018 учебном году — 471 воспитанник

Возрастная
группа
Кол-во
групп / количество детей
Первая младшая (2–3 года) 1 /44
Вторая младшая (3–4 года) 3 / 128
Средняя (4–5 лет) 2 / 86
Старшая (5–6 лет) 3 / 119
Подготовительная (6–7 лет) 3 / 94
Итого групп / численность воспитанников 12 / 471

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП ДО
Порядок разработки примерных ООП
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы ДОУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, М.А. Васильева
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОУ
Авторская программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А.
Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР Н.В.Нищева
Авторская программа Наш дом природа С.Н.Николаева

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ
Основная образовательная программа ДОУ
Годовой учебный график 2017-2018
Годовой учебный план 2017-2018 г.
Расписание образовательной деятельности на 2017-2018г.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
Аннотации к рабочим программам
Рабочая программа учителя — логопеда
Рабочая программа социального педагога
Рабочая программа музыкального руководителя
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа педагога психолога
Рабочая программа воспитателя по изобразительной деятельности
Рабочая программа 1 младшей группы
Рабочая программа 2 младшей группы
Рабочая программа средней группы
Рабочая программа старшей группы
Рабочая программа подготовительной группы
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кружковая работа на 2017-2018 год
Расписание кружков на 2017-2018год
Рабочая программа кружка Играем на здоровье
Рабочая программа кружка Удивительное рядом
Рабочая программа кружка Азбука общения
Рабочая программа вокального кружка Весёлые нотки
Рабочая программа кружка Театр сказок

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой: «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильева, Т. С. Комаровой, 2014 год. Программа ДОУ разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 2 лет до школы.
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют задачи:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Программа строилась на принципах культуросообразности и интеграции образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В основе организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип, весь педагогический процесс ДОУ строится на сквозном тематическом календарном планировании предложенном О. А. Скоролуповой с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Организация режима пребывания детей в ДОУ

Режим дня

Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.В разделах Программы по возрастам представлены режимы дня для каждой возрастной группы. Режим скорректирован с учетом работы дошкольного учреждения.
Формы работы с детьми
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.В работе с детьми младшего дошкольного возраста используем преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяем время для занятий учебно-тренирующего характера.
Организованная образовательная деятельность

  • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
  • создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
  • изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
  • оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
  • викторины, сочинение загадок;
  • инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
  • слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
  • подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
  • пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
  • танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
  • физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские

  • туристические прогулки;
  • физкультурные досуги (1–2 раза в месяц);
  • спортивные праздники (2–3 раза в год);
  • соревнования;
  • дни здоровья;
  • тематические досуги;
  • праздники;
  • театрализованные представления;
  • смотры и конкурсы;
  • экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

  • физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
  • социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
  • познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
  • художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей

  • физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
  • социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
  • познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
  • художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

Реализация образовательных программ

Программа (автор, издательство, год) В каких группах реализуется
Комплексные программы
1. Первые младшие – подгототовительные
Парциальные программы
1. «Игралочка» — Практический курс по математике для дошкольников/ Л.Г. Петерсон,Е.Е.Кочемасова, Учебно-методическое пособие для детей 3-5 лет.М:. Ювента. 2006. Вторые младшие – средние
2. «Раз ступенька, два ступенька…» Л.Г.Петерсон. Н.П.Холина, Учебно-методическое пособие для детей 5-7 лет.М:. Ювента, 2006г. Старшие и подготовительные
3. «Научите ребёнка плавать», программа обучения плаванию Л.Ф. Еремеева, С-Пб, «Детство-пресс», 2005г.

Средние – подготовительные
4. «Юный эколог», программа по экологии С.Н.Николаева, М:. «Мозаика-Синтез», 2004г. Старшие – подготовительные
5. «Физическая культура – дошкольникам», Глазырина, 2001г. Средние – подготовительные
6. «Дружная семейка», программа адаптации детей к ДОУ,Е.О.Севостьянова, М:. «Сфера», 2005г. Первые младшие – вторые младшие
7. «Мы живём в России», программа патриотического воспитания дошкольников Н.Г.Зеленова. Л.Е. Осипова, Москва, 2007год. Средние – подготовительные
8. «Цветные ладошки», изобразительная деятельность в ДОУ. И.А. Лыкова, 2008год. Первые младшие – подготовительные
Региональные программы
1.«Планета детства», Т.Н. Таранова. Л.И. Грехова, Ставрополь СГУ, 1996 год. Вторые младшие – подготовительные
2. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста, авторская коллегия кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО СКИПКРО: Литвинова Р.М.,Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н. Вторые младшие – подготовительные
Коррекционные программы
1. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с ОНР (с 4 до 7 лет)».Н.В.Нищева.Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 год.

Старшие – подготовительные
2. Программа эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник, М:. «Генезис», 2003 год. Старшие – подготовительные

Учебный план МБДОУ ЦРР № 78 «Алые паруса» соответствует Уставу МБДОУ, общеобразовательной и парциальных программ, обеспечивая выполнение « требований ФГОС к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ», гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг.
Содержание воспитательно-образовательного процесса представлено следующими направлениями развития:

  • физкультурно-оздоровительное;
  • художественно-эстетическое;
  • познавательно – речевое;
  • социально – личностное.

Начиная со второй младшей группы, согласно требованиям СанПиН, введен третий час физической культуры (со средней группы третье занятие проводится в виде подвижных игр на воздухе).
Инвариантная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям государственного стандарта.
Парциальные программы являются дополнением к комплексной образовательной «программе.
Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам. Один условный час отводится для дополнительных занятий в кружках, студиях, секциях по выбору для детей среднего и старшего дошкольного возраста, в подготовительной к школе группе – 2 условных часа. Численность детей в каждой группе не превышает 15 человек.
Согласно санитарно-гигиеническим требованиям, предельно допустимой нагрузке, каждый ребенок, охваченный дополнительными услугами, посещает в МБДОУ не более одного кружка в неделю (во второй половине дня).
В соответствии с СанПиН в январе для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
В соответствии с базовой программой занятия в группах проводятся с 15 сентября по 31 мая.
Содержание коррекционной работы с детьми

Основная цель дошкольного образования Ставропольского края – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
В качестве региональных особенностей, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, выступают разработанные программы, методические пособия и рекомендации по всем направлениям деятельности ДОУ. За основу выступает примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста / авторы: Литвинова Р. М., Чусовитина Т. В., Ильина Т. А., Попова Л. А., Корнюшина О. Н.
Примерная региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста определяет часть содержания образования для реализации в дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края, оставляя возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом, авторы рабочих программ могут предложить собственный подход в части структурирования содержательного материала, а также путей освоения детьми представлений, знаний, умений, навыков, средств и способов деятельности, необходимых для развития и социализации воспитанников. Тем самым примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы педагогов, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению образовательного процесса в дошкольных учреждениях Ставропольского края.
Реализацию содержания программы рекомендуется осуществлять не столько в организованных формах обучения (занятиях), сколько через организацию работы с детьми вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности. Ведущее место здесь должно принадлежать развивающим играм (Б. Никитин, В. Воскобович и др.), чтению детской художественной литературы, включая произведения ставропольских детских писателей (А. Екимцев, Т. Гонтарь, Г. Пухальская, Л. Шубная, В. Милославская и др.), продуктивным видам деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и природного мира с учетом регионального компонента. Большое внимание уделить организованной развивающей предметно-пространственной среде, где дети могут заниматься самостоятельно, по собственной инициативе.